Блог Smart University

5 эффективных методов запоминания английских слов

5 эффективных методов запоминания английских слов

Начнем с важного замечания: наиболее прочно в нашей памяти откладываются те английские слова, которые мы регулярно применяем на практике. Так что самая эффективная стратегия для расширения словарного запаса в долгосрочной перспективе — как можно больше читать, слушать и, конечно же, общаться на английском языке. 

Однако бывают ситуации, когда за короткий период времени нам необходимо выучить определенный набор слов — например, чтобы пройти тест, выполнить контрольную работу, выступить с презентацией или сдать экзамен. Как быть в этом случае? В сегодняшней статье мы расскажем об эффективных подходах к запоминанию английских слов, а также сравним их преимущества и недостатки.

Сочинение истории

Этот подход базируется на важном свойстве человеческой памяти: мы никогда не запоминаем разрозненные кусочки знаний по отдельности, нашей памяти обязательно нужно «привязать» их к уже знакомой информации.

Таким образом, запомнить новые слова будет легче, если мы вплетем их в канву из уже знакомых слов, сочинив законченную по смыслу историю. История может быть веселой, нелепой или даже страшной. Чем больше эмоций она вызовет у вас, тем лучше: эмоциональный отклик способствует более глубокому запоминанию.

После написания истории ее нужно отдать на проверку преподавателю или носителю языка. Если вы изучаете английский в школе, на курсах или в рамках индивидуальных занятий, попросите помощи у своих учителей.

Ни в коем случае не пропускайте этап проверки, иначе заучите собственные ошибки, которые потом будет тяжело искоренить. Когда у вас в руках окажется правильный проверенный текст, его нужно вслух пересказать себе, своему преподавателю или другу. Если вы повторите рассказ несколько раз через возрастающие интервалы времени, то не только прочно запомните новые слова, но и параллельно закрепите грамматические конструкции. Такой метод примечателен тем, что пополняет именно активный словарный запас и задействует сразу несколько видов памяти: визуальную, аудиальную и моторную.

Плюсы:

— запоминаются не просто отдельные слова, а целые языковые фрагменты;
— формируется активный словарный запас.

Минусы:

— трудоемкость;
— необходим контроль со стороны преподавателя или носителя языка.

 

Группировка однокоренных слов

Данный метод будет полезен и интересен как новичкам, которые еще не имеют большого опыта в английском словообразовании, так и учащимся с более высоким уровнем языка. Этот подход помогает существенно расширить активный словарный запас, прилагая минимальное количество усилий. Идея подхода заключается в том, чтобы запоминать целые группы однокоренных слов. Например:

invade [ɪn’veɪd] — вторгаться, захватывать;
invader [ɪn’veɪdə] — захватчик;
invasion [ɪn’veɪʒ(ə)n] — вторжение;
invasive [ɪn’veɪsɪv] — захватнический.

Здесь можно вспомнить, что в русском языке есть слово «инвазивный». Этот термин в медицине характеризует процедуры, связанные с проникновением сквозь естественные барьеры человеческого организма. Например, можно сказать «инвазивные методы диагностики».

Разумеется, если вы знаете глагол “invade”, а в тексте вдруг попадется существительное “invasion” — скорее всего, вы догадаетесь, о чем идет речь. Теперь представьте обратную ситуацию: вы говорите по-английски и мучительно пытаетесь подобрать слово, которое обозначало бы «захватнический»? Сможете ли вы образовать его самостоятельно, если слово “invasive” никогда не слышали?

Как мы уже упоминали в первом пункте, чем легче нашей памяти привязать новое слово к уже имеющейся информации, тем проще его выучить. Таким образом, основные силы мы тратим на то, чтобы запомнить самый первый элемент в ряду однокоренных слов. Все остальные слова цепочки легко привязываются друг другу, и запоминание происходит практически само собой. В результате, прикладывая одинаковое количество усилий, мы можем запомнить в несколько раз больше слов.

Плюсы:

— максимизация результата при минимальных усилиях.

Минусы:

— требуется провести дополнительную работу по подбору «родственных» слов и их группировке.

Интервальное повторение

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз вывел «кривую забывания», которая описывает скорость исчезновения недавно выученного материала из нашей памяти. После серии экспериментов, в рамках которой участники заучивали бессмысленные для них данные, Эббингауз выяснил, что большая часть информации улетучивается в первые часы после заучивания.

Также ученый установил, что предотвратить процесс забывания можно многократным повторением информации через возрастающие промежутки времени. Именно это открытие легло в основу метода интервального повторения.

Плюсы:

— легко увлекает благодаря игровому компоненту;
— можно заниматься в любую свободную минуту, например во время ожидания в очереди или поездки в общественном транспорте;
— помогает повторять редкие слова, которые не часто встречаются в повседневной жизни.

Минусы:

— при неправильном подходе создает иллюзию знания;
— тренирует в первую очередь пассивный словарный запас.

 

Изучение коллокаций

Коллокации — это устойчивые словосочетания, свойственные конкретному языку. Например, в русском языке мы говорим «карие глаза» и «рыжие волосы», а не «коричневые глаза» и «оранжевые волосы». Если иностранец будет учить каждое из этих слов по отдельности, то составит ошибочные словосочетания, несмотря на то что правильно понимает значение каждого слова.

То же самое происходит и в английском языке. Например, правильно будет сказать “make a mistake” — сделать ошибку, но “do homework” — сделать домашнюю работу. В русском языке мы используем один и тот же глагол, в английском — два разных. Если вы перепутаете их в общении с носителями языка, вас, скорее всего, поймут, но звучать ваша речь будет неестественно и неграмотно.

Если же вы перепутаете их при выполнении контрольной работы или во время сдачи экзамена, это, конечно же, засчитают за ошибку и снимут баллы. Вот еще несколько примеров таких коллокаций.

Словосочетания с “make”:

make an appointment — назначать встречу, записываться на прием;
make a decision — принимать решение;
make an excuse — оправдываться;
make a guess — высказывать предположение;
make progress — добиваться результатов, продвигаться вперед;
make a suggestion — вносить предложение.

Словосочетания с “do”:

do one’s best — делать все возможное, стараться изо всех сил;
do harm — причинять вред;
do somebody a favour — оказывать услугу, делать одолжение;
do wonders — творить чудеса.

Плюсы:

— вы запоминаете не только отдельные слова, но и их сочетаемость друг с другом.

Минусы:

— если придется учить отдельные слова, коллокации придется выписывать и заучивать самостоятельно.

 

Метод ассоциаций

Метод ассоциаций, так же как и другие вышеприведенные методы запоминания, основан на попытке привязать новые слова к уже имеющейся в памяти информации. В данном случае эта привязка осуществляется посредством разнообразных ассоциаций.

Фонетические ассоциации

Чтобы запомнить новое английское слово с помощью фонетической ассоциации, необходимо найти в русском языке слово или словосочетание, которое будет ему созвучно. Например, английское слово “avoid” по звучанию напоминает русское слово «овод». Таким образом, метод фонетических ассоциаций предлагает нам составить предложение: «Избегайте кусачих оводов». С помощью этого предложения нам будет легко усвоить ассоциативную цепочку «избегать» -> «овод» -> “avoid”.

Образные ассоциации

Обычно образные ассоциации используются в тандеме с ассоциациями фонетическими. Для примера возьмем «кусачих оводов» из предыдущего пункта. Если вы хотите усилить эффект фонетической ассоциации посредством использования образов, вам нужно не просто запомнить фразу «избегайте кусачих оводов», но и представить себе картинку, например, как мальчик убегает от целого роя оводов. 

Плюсы:

— слова, выученные таким образом, прочно врезаются в память на долгое время. 

Минусы:

— вначале придумывать ассоциации будет не просто, потребуется дополнительное время на создание образов в голове. 


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *